Кодекс Административного судопроизводства РФ
С 15 сентября 2015 г. в России вступил в силу новый кодекс – Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ).
Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел.
В Кодексе перечислены конкретные категории дел, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства. Вот некоторые из них:
- об оспаривании нормативных правовых актов;
- об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- о защите избирательных прав;
- об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок;
- о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, её регионального отделения;
- о взыскании обязательных платежей и санкций;
- о помещении граждан в недобровольном порядке в медицинские психиатрические, противотуберкулезные организации, и другие.
Нововведения, предусмотренные КАС РФ
Стороны административного дела именуются административный истец и административный ответчик. Административный истец – лицо, обратившееся в суд в защиту своих прав, законных интересов. Административный ответчик – лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных правоотношений.
Особое регулирование в Кодексе получил и институт представительства.
Общее требование для всех представителей, в том числе и для адвокатов, является наличие высшего юридического образования. Представители должны представить в суд документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия: доверенность, адвокаты — ордер.
КАС РФ предусматривает упрощенный (письменный) порядок рассмотрения дел, который заключается в единоличном вынесении судьей решения по делу на основании исследования письменных доказательств без проведения устного разбирательства. Упрощенное судопроизводство применяется в следующих случаях:
- если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
- ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
- указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей и пр.
КАС РФ ввел новое понятие «меры предварительной защиты», что нужно понимать как меры по обеспечению административного искового заявления. Например, суд может принять меры предварительной защиты, в случае если до принятия решения судом, существует явная опасность нарушения прав и свобод административного истца.
В Кодексе появилась глава, посвященная мерам процессуального принуждения, в том числе введены новые меры принуждения: обязательство о явке лицу, чье участие в судебном заседании признано судом обязательным. В случае неисполнения обязательства о явке, суд может применить привод и судебный штраф. Размеры штрафов до 5000 руб. на гражданина, и до 100 000 руб. на орган государственной власти.
Новые правила судопроизводства не затронут дела, возникающие из публичных правоотношений, подведомственные арбитражным судам, которые, как и до принятия Кодекса, будут рассматриваться в соответствии с порядком, установленным разделом III Арбитражного процессуального кодекса.
Не рассматриваются по правилам КАС РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, если они в соответствии с федеральным законодательством подлежат рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке судами общей юрисдикции.
Положения КАС РФ не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются по правилам КоАП РФ.