Отключать коммунальных должников стало проще
Изменения в жилищном законодательстве, принятые в конце 2016 года, значительно упростили механизм уведомления потребителей, имеющих задолженность, об ограничении или приостановлении предоставления коммунальных услуг. В пункт 119 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены соответствующие поправки.В случае, если житель не платит за коммуналку уже более двух месяцев, его должны уведомить о том, что доступ к услугам могут ограничить.
Традиционные способы уведомления: вручение предупреждения (уведомления) под расписку; направление предупреждения (уведомления) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, — часто не срабатывали. Должники старались не получать уведомления, отказывались от расписки в получении и т.д.
Законодатель дополнительно установил иные способы уведомления должника, более простые и надежные.
В частности, текст предупреждения (уведомления) может быть включен отдельной строкой в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги.
Уведомления, могут быть переданы:
- при помощи SMS сообщения на мобильный телефон;
- посредством телефонного звонка с записью разговора;
- в виде сообщения на электронную почту;
- через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ, либо на официальной странице исполнителя (ТСЖ, УК) в сети Интернет;
- голосовой информацией на стационарный телефон.
Таким образом, должникам будет сложно доказывать, что они не извещены об ограничении предоставления коммунальных услуг.
С момента получения потребителем-должником сообщения у него есть 20 дней, чтобы рассчитаться с долгами. Если неплательщик так и не нашёл возможности внести платёж, ему могут ограничить подачу услуг, если в доме существует для этого техническая возможность.
В таком режиме жилец может размышлять ещё 10 дней.Если и это не помогло, то по истечении этих 10 суток коммунальные услуги, за которые потребитель так и не заплатил, могут и вовсе отключить.На практике это будет касаться отключения электроэнергии. Отключить горячую воду в отдельной квартире чаще всего невозможно по техническим причинам.
Законодательство запрещает отключать отопление и холодное водоснабжение. Предоставление услуг возобновится, когда потребитель полностью вернёт долги либо заключит соглашение о порядке погашения задолженности.